Права получателя финансовой услуги при осуществлении процедуры взыскания просроченной задолженности и способы защиты прав получателя финансовой услуги.

Взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной
задолженности, через личные встречи, телефонные переговоры, телеграфные сообщения,
текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том
числе подвижной радиотелефонной связи, вправе осуществлять только кредитор, в том
числе новый кредитор, при переходе к нему прав требования, либо лицо, действующее от
имени и (или) в интересах кредитора, только в том случае, если оно является кредитной
организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной
задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный
реестр.
Привлечение к взаимодействию с должником лиц, имеющих неснятую или
непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере
экономики или преступления против государственной власти и общественной
безопасности, не допускается.
Привлечение к взаимодействию с должником на территории Российской Федерации
лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также иных лиц для
осуществления взаимодействия с должником с использованием международной
телефонной связи или передачи из-за пределов территории Российской Федерации
телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по
сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, не допускается.
При осуществлении процедуры взыскания просроченной задолженности Заёмщик
вправе в любой момент отказаться от соглашения, предусматривающего иные способы
взаимодействия, нежели личные встречи, телефонные переговоры, телеграфные
сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям
электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, почтовые отправления по
месту жительства или месту пребывания должника, с кредитором или лицом,
действующим от его имени и (или) в его интересах (если такое соглашение было
заключено), путем направления соответствующего уведомления через нотариуса или по
почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку.
Должник в любое время вправе отозвать согласие на осуществление направленного
на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом, сообщив об
этом кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, которому
дано соответствующее согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по
почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под
расписку уполномоченному лицу кредитора или лицу, действующему от его имени и (или)
в его интересах.
Должник в любое время вправе отозвать согласие на обработку его персональных
данных, позволяющее кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его
интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной
задолженности передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них
сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие
персональные данные должника, сообщив об лицу, которому дано соответствующее
согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным
письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.
При этом в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку
персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без
согласия субъекта персональных данных, если обработка персональных данных
необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в
том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных
интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной
задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой
деятельности и микрофинансовых организациях».
Вне зависимости от наличия согласия должника раскрытие сведений о должнике,
просроченной задолженности и ее взыскании и любых других персональных данных
должника неограниченному кругу лиц, в том числе путем размещения таких сведений в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в (на) жилом помещении,
доме, любом другом здании, строении, сооружении, а также сообщение по месту работы
должника не допускается.
В случае возникновения просроченной задолженности по договору потребительского
займа получатель финансовой услуги (его правопреемник, представитель) вправе
обратиться в микрофинансовую организацию с заявлением о реструктуризации
задолженности.
Микрофинансовая организация рассматривает вопрос о возможности
реструктуризации задолженности получателя финансовой услуги перед микрофинансовой
организацией по договору потребительского займа в наступивших после получения
получателем финансовой услуги суммы потребительского займа случаях,
предусмотренных статьёй 12 Базового стандарта защиты прав и интересов физических и
юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами
саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих
микрофинансовые организации».
Должник и кредитор вправе, в том числе при проведении переговоров о
реструктуризации просроченной задолженности, заключить соглашение,
предусматривающее частоту взаимодействия с должником по инициативе кредитора или
лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, отличную от предусмотренной
законом, при этом Должник вправе в любой момент отказаться от исполнения такого
соглашения, сообщив об этом кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или)
в его интересах, путем направления соответствующего уведомления через нотариуса или
по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку.
В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени
и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной
задолженности взаимодействие с должником с частотой, отличной от предусмотренной
законом.
Не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения
должником обязательства Должник (а также попечитель должника, находящегося под
попечительством и ограниченного в дееспособности) вправе направить кредитору и (или)
лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, заявление об осуществлении
взаимодействия только через указанного должником адвоката, указав его фамилию, имя и
отчество (при наличии) представителя должника, номер его контактного телефона,
почтовый адрес и адрес электронной почты, либо об отказе от взаимодействия
посредством личных встреч, телефонных переговоров, телеграфных, текстовых,
голосовых и иных сообщений, либо в любое время отменить такое заявление. Форма
заявления установлена Приказом ФССП России № 822 от 28.12.2016.
В случае получения указанного выше заявления кредитор или лицо, действующее от
его имени и (или) в его интересах, вправе по собственной инициативе осуществлять
взаимодействие только с указанным должником адвокатом, а в случае получения
заявления должника об отказе от взаимодействия по истечении четырех месяцев с даты
возникновения просрочки исполнения должником обязательства кредитор или лицо,
действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе по собственной инициативе
осуществлять взаимодействие с должником через личные встречи, телефонные
переговоры, телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения,
передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.
В случае принятия судебного акта о взыскании просроченной задолженности с даты
его вступления в законную силу действие заявления должника об отказе от
взаимодействия и связанных с ним ограничений приостанавливается на два месяца. В
течение указанного срока допускается осуществление направленного на возврат
просроченной задолженности взаимодействия с должником с соблюдением иных
ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если до дня
вступления в законную силу судебного акта о взыскании просроченной задолженности
заявление должника об отказе от взаимодействия не направлялось, он вправе направить
такое заявление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, по истечении одного
месяца со дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании просроченной
задолженности.
По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его
интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности
взаимодействие с должником через личные встречи, телефонные переговоры, телеграфные
сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям
электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи настоящего Федерального
закона:
1) со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и
введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;
2) с должником с момента получения документов, подтверждающих наличие
оснований, свидетельствующих, что он:
а) является лицом, лишенным или ограниченным в дееспособности;
б) находится на излечении в стационарном лечебном учреждении;
в) является инвалидом первой группы;
г) является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).
Кредитор в течение тридцати рабочих дней с даты привлечения иного лица для
осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной
задолженности, обязан уведомить об этом должника путем направления соответствующего
уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения
уведомления под расписку либо иным способом, предусмотренным соглашением между
кредитором и должником.
Кредитор и лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны
ответить на обращение должника по содержащимся в таком обращении вопросам,
касающимся просроченной задолженности и ее взыскания, не позднее тридцати дней со
дня получения такого обращения.
Микрофинансовая организация принимает обращения получателей финансовых
услуг по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении или простым
почтовым отправлением, или иным способом, указанным в договоре об оказании
финансовой услуги, по адресу микрофинансовой организации, указанному в едином
государственном реестре юридических лиц, или иному адресу, указанному в договорах
потребительского займа и (или) на официальном сайте микрофинансовой организации.
Срок регистрации обращений – не более трёх рабочих дней.
Ответ на поступившее обращение предоставляется в течение 12 (двенадцати)
рабочих дней с даты регистрации обращения. В случае предоставления недостающей
информации и (или) документов получателем финансовой услуги, микрофинансовая
организация обязана запросить недостающую информацию и (или) документы, после чего
рассмотреть обращение в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения запрошенной
информации и (или) документов.
Полученное в устной форме обращение получателя финансовой услуги относительно
текущего размера задолженности, возникшей из договора микрозайма, заключенного с
микрофинансовой организацией, подлежит рассмотрению микрофинансовой
организацией в день обращения.